Футурологи или программисты будущего?
Заглянуть в будущее люди пытаются с давних пор. Свои теории мыслители излагают в научных трактатах и даже технических разработках, как это делали, например, Леонардо да Винчи и Константин Эдуардович Циолковский, создавая чертежи и эскизы неизвестных летательных аппаратов, а также придумывая новые способы воздухоплавания и преодоления земного притяжения. Романы Герберта Уэллса и Александра Беляева – это поиск путей развития сверхспособностей человека, возможности путешествовать во времени и справедливого устройства общественных отношений. Далеко не всем из них суждено было сбыться, а может быть, для них ещё не настало самое подходящее время.
И всё же приоткрыть завесу в будущее наиболее наглядно удаётся создателям научно-фантастических фильмов.
Ещё в далёком 1927 году немецкий художественный фильм «Метрополис» продемонстрировал зрителям фантастический коммуникационный аппарат под названием видеотелефон. После этого создатели других кинолент стали использовать «чудо-аппарат» в своих сюжетах. А через некоторое время фантазия воплотилась в реальность. И, чтобы заказать, например, туры в Тунис на январь, нам сейчас довольно часто доводится пользоваться видеокоммуникационными устройствами – скайпом, веб-камерами и ультрасовременными средствами связи.
Если внимательно смотреть фильмы 60-80 годов прошлого столетия о том, какой будет жизнь лет через 25-30, можно не просто оценить степень воображения кинематографистов, но и увидеть многие современные разработки и технологии:
- планшетные компьютеры, которые используют астронавты для просмотра фото и видеоматериалов, в фильме «Космическая одиссея 2001», снятом в 1968 году;
- технология дополненной реальности, создаваемая солнцезащитными очками главного героя фильма «Чужие среди нас» (1988 год), с помощью которых он видел мир как синтез действительности и виртуальной реальности, что сейчас возможно воспроизвести с помощью технологий айфона и смартфона на Android;
- «умный дом», буквально нашпигованный роботами, кибернетикой, сенсорными и бесконтактными программами, которые делают привычный быт необременительным для обитателей дома из фильма «Назад в будущее ІІ» (1989 год). Но наиболее правдоподобно изображены виртуальные компьютерные игры, управляемые усилием воли, а также 3D-изобретения, имеющие поразительную схожесть с реальностью и столь же поразительную бессмысленность.
В настоящее время мы не научились разве что путешествовать силой мысли. Чтобы побывать, к примеру, в Риме, нужно заказывать доступные по цене путевки в Италию на ноябрь.
Однако даже углублённый анализ фильмов так и не даёт ответа на вопрос: их создатели – гениальные провидцы, предугадавшие развитие техники будущего, или программисты, задающие и расширяющие её горизонты?