Вертепы и их организация
По своей сути, вертеп – это воспроизведение сцены Рождества. Для этого используются различные методы искусства (театр, скульптура и др.). Однако этим словом не принято называть художественные изображения, которые являются предметами культового поклонения, например, иконы.
Вертепы и их организация имеют различные формы. Наиболее древняя из них – это использование объемных фигурок. Этот метод получил широкое распространение на Западе под названием вертепная композиция. Его усовершенствованная форма – так называемый механический вертеп, где фигурки могут передвигаться при помощи скрытых механизмов. Существует также вертепный театр, где представление осуществляется с помощью кукол или с участием людей, переодетых определенными персонажами. Такой метод получил наибольшее распространение в славянских странах (в Украине, Польше, Беларуси и России). В настоящее время популярен «живой вертеп», где все роли исполняют переодетые люди, причем не обязательно актеры. В нем могут участвовать все, кто захочет поздравить своих близких, друзей или соседей с Рождеством. В последнее время в России все более популярными становятся неподвижные и механические вертепы.
Вертепы и их организация предполагают включение большого количества разнообразных персонажей. Ими являются волхвы, пастухи, цари и другие участники описываемых в Евангелии событий. В отдельных сюжетах могут изображаться такие сцены, как избиение младенцев, бегство в Египет и др. Обязательными персонажами католических вертепов являются также Святой Иосиф, Дева Мария и младенец Иисус. В православной традиции вместо этих персонажей часто используются иконы Рождества, а другие участники действа представлены объемными фигурками.
Кроме того, в вертепе присутствует целый ряд второстепенных персонажей, например, вол и осел, которых можно увидеть на ранних христианских изображениях, а также ангелы, жиды, цыгане или же нечистая сила. Здесь могут быть также включены жители Иудеи, другие животные и птицы, а также персонажи местного фольклора.
Хотя в канонических описаниях нет прямого упоминания пещеры как места рождения Иисуса Христа, и в них упоминаются только ясли, в которые Он был положен после рождения, большинство вертепных композиций изображают именно пещеру, где находятся персонажи. Иногда, правда, пещера заменяется изображением бедной хижины или хозяйственного строения. Существует это различие в восточном (само слово «вертеп» здесь подразумевает пещеру) и в западном христианстве, где название действа связано не с пещерой, а с яслями, над которыми очень часто изображается Вифлеемская Звезда.
В настоящее время наблюдается возрождение интереса к вертепам в странах бывшего Советского Союза, где проводятся различные фестивали вертепного искусства и вертепных театров.